Методика аудита налогообложения

Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.

Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Задачами методики аудита налогообложения является определение:
подходов к проведению проверки на различных этапах аудита налогообложения;
основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита налогообложения;
ответственности сторон при проведении аудита налогообложения;
порядка проведения конкретных процедур проверки;
порядка оформления рабочих документов и результатов аудита налогообложения.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все этапы аудита:
предварительное планирование аудита налогообложения;
непосредственное планирование аудита налогообложения;
оценка системы внутреннего контроля организации по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;
проведение аналитических процедур (аудит по существу);
оценка результатов аудиторской выборки;
оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.

Методика аудита налогообложения разрабатывается по той же схеме, что и методика аудита отдельных участков бухгалтерского учета и включает в себя шесть разделов.

Раздел 1 «Цель и задачи проверки отдельных налогов и сборов» раскрывает цели и задачи аудиторской проверки соответствующего налога.

Раздел 2 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов» содержит все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.

Раздел 3 «Источники информации для проверки» содержит документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов. Перечень первичных документов приводится по каждому налогу. Аудиторы, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну, за ее разглашение они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Раздел 4 «Основные направления проверки налогов и сборов» определяет основные направления проведения проверки по существу:
действие федерального и регионального законодательства, а также нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований;
основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
какие налоги (сборы) должен уплачивать налогоплательщик;
действие актов законодательства о налогах и сборах во времени;
проверка порядка исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах;
проверка на соответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах НК РФ;
проверка действия международных договоров по вопросам налогообложения;
анализ решений, постановлений, определений и т.д. судебных органов, влияющих на организацию налогообложения в Российской Федерации (Конституционный, Высший Арбитражный и Верховный суды);
проверка режимов налогообложения (обычный, специальные);
статус налогоплательщика и наличие подтверждающих этот статус документов (резидент / нерезидент, коммерческая организация / некоммерческая организация, бюджетная / внебюджетная, крупнейший налогоплательщик, налогоплательщик / налоговый агент, собственник / посредник, юридическое / физическое лицо и т.д.);
проверка доходов из различных источников (в РФ, от источников за пределами РФ и т.д.);
проверка объектов налогообложения по каждому налогу и специальному режиму;
проверка налоговой базы по каждому налогу и специальному режиму;
проверка налогового периода по каждому налогу и специальному режиму;
проверка налоговых ставок по каждому налогу и специальному режиму;
проверка порядка исчисления по каждому налогу и специальному режиму;
проверка порядка уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
сроки уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
специальные вопросы, присущие данному налогу и специальному режиму;
льготы и основания для их использования налогоплательщиком в предусмотренных законодательством случаях;
анализ особенностей деятельности налогоплательщика, влияющие на процесс налогообложения (сезонность, ритмичность, географическое местонахождение, климатические условия, сегментарность бизнеса, межправительственные соглашения и международные обязательства, специальные решения Правительства РФ и т.д.);
анализ особенностей организационной структуры налогоплательщика (вхождение в транснациональную и (или) национальную корпорацию, естественную монополию, сеть, холдинг, корпорацию и т.д., наличие филиалов и других обособленных подразделений, наличие оборудованных и необорудованных рабочих мест, место нахождения имущества, осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика и т.д.);
проверка внутренних регламентов и иных локальных актов налогоплательщика (учредительные документы, решения общих собраний, решения совета директоров и иных органов управления, приказы, включая приказы о внутренних и внешних политиках, распоряжения, указания, положения, инструкции, коллективные договоры и т.д.);
проверка прав собственности на активы и обязательства налогоплательщика, включая права собственности на товары, работы, услуги;
проверка взаимозависимости при осуществлении деятельности налогоплательщика, включая договорные обязательства;
проверка обоснованности ценообразования для целей налогообложения;
экспертиза операций на предмет их экономического смысла;
экспертиза цели делового характера деятельности налогоплательщика;
анализ обоснованности/необоснованности налоговой выгоды;
анализ возможности реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
анализ наличия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспортные средства);
анализ периода создания и деятельности организации (незадолго до совершения хозяйственной операции, «спящая» фирма, разовый характер операций и т.д.);
проверка ритмичности/неритмичности совершения хозяйственных операций;
анализ нарушений налогового законодательства в прошлом;
проверка расчетов по налогам с использованием «проблемного» банка;
проверка транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
анализ расчетов при использовании посредников при осуществлении хозяйственных операций;
проверка актов контролирующих органов, решений и постановления судебных органов, решения о неисполнении и (или) отказе от исполнения обязательств, влияющих на процесс налогообложения;
проверка правильности и своевременности оформления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (первичные документы, регистры, справки, расчеты, пояснения, расшифровки, внутренняя отчетность и т.д.);
проверка правильности заполнения и оформления бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности;
проверка своевременности сдачи бухгалтерской, налоговой, и иной отчетности в соответствующие адреса;
экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с налоговыми органами;
экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с таможенными органами;
экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с финансовыми органами;
экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с правоохранительными органами;
экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов с другими органами и организациями (государственными, общественными и т.д.);
экспертиза порядка и сроков урегулирования спорных вопросов в судебных органах;
анализ особенностей налогообложения в условиях конкурсного производства, процедуры банкротства, реорганизации, ликвидации и т.д.;
проверка обоснованности, правильности и оформления предъявляемых санкций со стороны налоговых, финансовых и других органов (недоимки, а также пени и штрафы);
проверка порядка и сроков внесения исправлений, уточнений и корректировок по расчетам, уплате и оформлению документов по налогам;
проверка списания безнадежных долгов по налогам и сборам;
проверка отсрочки, рассрочки по уплате налога и сбора, инвестиционного налогового кредита;
проверка оформления в учете и отчетности порядка и условий применения обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов: залога имущества, поручительства, пени, приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество налогоплательщика;
проверка зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;
проверка возврата сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
проверка отсутствия налоговых и иных правонарушений;
проверка на соответствие соглашениям и договорам об избежании двойного налогообложения и т.д.

Раздел 5 «Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций» предполагает проверку предпосылок подготовки финансовой отчетности и налоговых деклараций, а также полноту, точность и сопоставимость данных и соблюдение установленных сроков ее представления.

Раздел 6 «Классификация выявленных ошибок и нарушений» содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим налогам и сборам.

Учитывая изложенное, необходимо организовать процесс проверки по конкретному налогу так, чтобы план и программа проверки были достаточно компактными и универсальными, а контроль качества проверки было удобно и легко осуществлять как со стороны руководителей проверки, так и со стороны руководства и собственников (представителей собственников) налогоплательщиков.

Методика является внутренним нормативным актом аудиторской организации, которым должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита налогообложения.

За матеріалами hitjob.com.ua

всі новини

Роздрукувати сторінку

Нагору Назад