Умение владеть собой
Волнение — это естественное состояние любого человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекомендация совсем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Другое дело, когда волнение чрезмерно и необходимо справляться с ним, когда оно мешает работе.
Кроме того, существует взаимосвязь между уровнем мотивации и результативностью действий, которая проявляется в следующем: чем больше вы хотите и стараетесь сделать что-то, тем лучше вначале результат. Далее вы хотите этого еще больше, сильнее беспокоитесь, то есть теряете спокойствие, и результативность перестает расти, оставаясь на прежнем уровне. Затем вам невыносимо, буквально «позарез», хочется достигнуть желаемого результата. При этом вы начинаете так волноваться, что вас бросает в дрожь от одной мысли потерпеть крах, и в итоге продуктивность будет только падать.
Чем больше вы боитесь совершить ошибку, тем больше вероятность, что она произойдет.
В спорте это называется «предстартовой лихорадкой» — так переживал, что «сгорел» на старте. В психологии — «самопрограммируемым пророчеством» (self-fulfilling prophecy): столько думал и тревожился о возможной неудаче, что в конечном итоге воплотил ее в жизнь. То есть решение сложных задач не достигается при слишком завышенной мотивации, если она порождает сильное волнение и страх перед ошибкой. Тот же закон диалектики — крайность переходит в свою противоположность. Поэтому избавляться нужно не вообще от эмоций, а от деструктивных чувств. Необходимо «сбивать» излишнюю мотивацию как повышенную температуру, говоря себе: «Это мелочь по сравнению с мировой революцией».
Существуют две стратегии поведения. Одна направлена на стремление избежать ошибок и неудач. Как только ошибка происходит, человек может остановиться на этом, опасаясь двигаться вперед. Особенно если дальше сложнее и вероятность неудач возрастает. Иногда развитие на этом вообще может прекратиться. Другая стратегия — стремление достичь цели, независимо от того, сколько будет неудач на пути, действуя по принципу: «Смеется тот, кто смеется последним». Данная стратегия продуктивней. Процесс любой учебы — это уменьшение количества ошибок. Приступив к освоению чего-либо, вначале мы делаем массу ошибок, а затем, благодаря длительным упражнениям, постепенно совершаем их все меньше и меньше, достигая в итоге того, что хотели. Отсюда вывод: не бойтесь сделать ошибку, дайте себе право на нее, и тогда, как ни странно, этих ошибок будет гораздо меньше либо они вовсе исчезнут. Потому что все внимание и энергия будут направлены не на боязнь неудачи, а на успешное выполнение задачи. Страх и боль — вестники опасности, и благо, что они есть. Однако они должны быть вашими помощниками, а не врагами.
Когда вы не решаетесь на что-то, вы опасаетесь последствий, которые могут наступить. Одна из особенностей страха — это тревога о том, что может произойти, однако не происходит сейчас, когда вы боитесь. То есть в момент нерешительности и опасений вы испытываете страх перед несуществующей пока действительностью. Конечно, вы можете сослаться на предыдущий негативный опыт, если он есть. Однако речь идет не о повторе ошибок, а их преодолении и поиске возможностей для этого. Наступают на одни и те же грабли потому, что каждый раз действуют по одной и той же некогда сложившейся «программе». Привычка — вторая натура, действующая автоматически. Поэтому учитывайте: не мир делает нас, а наше понимание и отношение к нему.
Например, Луна светит для всех одинаково. Кто-то этому радуется, другому это безразлично, а третьего раздражает, потому что он все видит в черных красках. Если вы хотите, чтобы менялись обстоятельства вокруг вас, меняйте свое отношение и поведение в них.
Когда говорят «Хочу, но не знаю как», то за этим можно проследить похожую цепочку: Плохо ищете → значит, нет большого желания → к тому же сделать предстоит многое, а вдруг не получится, то есть вдруг я «не смогу» → тогда зачем мне это, которое я «не хочу» → потому что «боюсь», что это ударит по моему самолюбию и уверенности в себе.
В итоге программа «хождения по кругу» срабатывает вновь. Часто не осознавая этого, человек находит объяснения своих поступков, являющиеся, по сути, самооправданиями своих поступков, то есть защитными реакциями. Кто действительно хочет что-то сделать, ищет пути и средства,кто не хочет — ищет причины невозможности этого. Кстати, лень бывает разная, и одна из ее разновидностей состоит в том, чтобы оттянуть время, откладывая самое трудное на потом, чтобы укрепить уверенность в себе и волю к достижению цели. И это нормально, если, конечно, не затягивается надолго, потому что когда-то надо все-таки действовать.
Слова «надо» и «должен» также стоит проанализировать. По большому счету, вы никому не должны в этой жизни, кроме самого себя. Смените внутреннюю установку «Я должен(а)» на «Я хочу», «Я предпочитаю это». Считайте, что вы добровольно занимаетесь полезным и в то же время непростым делом — тренировкой своей воли к победе для выполнения того, что хотите. Тогда воля станет не насилием над собой, а усилием и средством в достижении цели, которая ставится вами в результате свободного выбора. Усилия — это труд, то есть преодоление трудностей, потому что вы знаете, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При этом вас никто не заставляет, вы сами принимаете решение пойти на это, то есть самостоятельно распоряжаетесь своей судьбой, а не плывете по течению «волн жизни». А то, что предстоят трудности, — это естественно. Потому и возникает «боязнь» перед мыслью, что вдруг это не получится.
Подведем итог. Истинное «хочу» — это когда вы добровольно желаете то, что действительно является для вас потребностью. Если вы потом начинаете искать сострадания окружающих в качестве подтверждения, что это сложно, тем самым вы собираете оправдания для прекращения своей деятельности. Тогда четко осознайте — это нужно вам, а не другим. С другой стороны, следует подчеркнуть: истинное «не хочу» — выражение самостоятельности личности, когда вам это на самом деле не надо. Тогда нет никаких оснований для переживаний и чувства неполноценности.
В целом начинать надо, конечно, с самопознания. Плохо понимаете себя — плохо будете разбираться в других людях. Не уважаете себя — не будете уважать окружающих. Человек есть мера всех вещей, как отмечали классики. Эту меру и определите для себя.
***
Прежде чем приступить к освоению способов саморегуляции, определите свои слабые стороны, то есть какие отрицательные эмоции чаще всего охватывают вас на работе и что порождает их: наглость клиентов, их неуступчивость, излишняя разговорчивость, критика в ваш адрес и др. Здесь как в медицине: сначала диагноз, а потом лечение. Физиологические показатели потери самообладания являются очевидными и знакомыми. Это сердцебиение, покраснение или побледнение лица, сжатие кулаков, болевой спазм в животе, дрожание рук, головокружение, внезапное потоотделение, «комок» в горле, сухость во рту и др. Чем серьезней вы хотите получить результат самообладания и личностного роста, тем больше необходимо затратить труда.
В качестве практических рекомендаций по формированию самообладания в деловых ситуациях приведем следующие:
1. Выезжайте на встречу с клиентом раньше, чтобы:а) не опоздать, особенно если незнакомо месторасположение, когда встречаетесь впервые: могут быть неожиданности в дороге, не тот подъезд, не работает лифт и др.;б) настроиться на беседу, бегло просмотреть план встречи, освоиться с местом.
2. Для снижения волнения перед встречей пройдите энергичным шагом в течение 4-5 минут, но не переходите на бег. Если есть возможность, в уединении сделайте небольшую разминку: встряхните 3-4 раза руками, энергично сожмите и медленно разожмите кулаки, чтобы расслабиться. Сделайте также несколько раз медленный глубокий вдох носом, выпячивая живот, и затем резкий выдох, втягивая живот. При этом мысленно представляйте, что при вдохе все напряжение(волнение, раздражение) поднимается вверх ко рту, а при выдохе энергично выталкивается наружу.Помните: чем больше вы боретесь с волнением, тем больше оно растет. Это порочный круг! В конце концов «отдайтесь» этому переживанию, мысленно сказав: «Да возьми меня, если так хочешь. Наслаждайся мной». И вы почувствуете, как оно будет покидать вас. Опустеет поле битвы: не с кем будет бороться. Это своеобразное айкидо по отношению к себе: когда что-то охватывает, наваливается, давит на вас — не противодействуйте, открывайте дверь. Пусть пролетает мимо. Воспринимайте это только как прилив энергии, активизирующий вас для встречи, а не как повод для изматывания себя.
3. Посмотрите на себя в зеркало, если оно есть, чтобы привести в порядок внешний вид и улыбнуться. Перед самой встречей скажите себе напутствие: «Спокойно! Это всего лишь одно из событий, на котором жизнь не заканчивается».
4. Когда придется сидеть и ждать встречи, расположитесь удобней и расслабьтесь. Старайтесь дышать глубоко и ровно. Представьте, что вы одеты в мягкую и теплую шубу, а в жару — в прохладный плащ, и через ваши свободно опущенные руки приятно «стекают» вниз неловкость и волнение.
5. Подобрав для себя подходящий «ритуал» настройки и преодоления волнения, старайтесь каждый раз проделывать его в одной и той же последовательности, чтобы со временем выработался условный рефлекс, запускающий механизм саморегуляции.
6. При встрече с трудными клиентами, которые вызывают у вас чувство гнева или страха, не торопитесь сразу отвечать на сложные вопросы, чтобы не проявлять своего состояния. Сделайте паузу, задайте уточняющие вопросы, выигрывая тем самым время. Сделайте вид, что записываете что-то необходимое для себя в блокнот. Главное при этом — справиться с нахлынувшими чувствами.
Используйте также на выбор следующие экспресс-приемы психологической защиты:
Перед вами опускается невидимый и прочный экран, либо вы окружены прозрачной непробиваемой оболочкой, предохраняющей вас от негативного влияния.
В груди у вас начинает светиться алмаз, излучающий жесткие лучи, защищающие от угрозы.
У вас на голове шлем, из которого выходит антенна, направленная в сторону источника агрессии. Антенна через изолированный кабель проходит сквозь вас и соединяется с землей. Вся негативная энергия через эту антенну уходит в землю, не задевая вас.
Представьте, что на счет «раз» из области груди и спины одновременно и резко выдвигаются у вас два сверхпрочных металлических стержня — вперед и назад. Затем на счет «два» такие же стержни выдвигаются из плеч — влево и вправо. В целом образуется крест, который вы начинаете очень быстро вращать, мысленно опуская его вверх и вниз, образуя вокруг себя неприступный «кокон».
Вы прозрачны, и все стрелы негативных выпадов и колкостей пролетают через вас как сквозь воздух.
Мысленно представьте свой центр тяжести и устойчивости в середине живота. Поместите в область пупка небольшой, однако очень тяжелый шарик, который обеспечивает вам непоколебимость и уверенность. Под этим воздействием выпрямьтесь, расправьте плечи и поднимите голову.
Такие приемы можно использовать заранее, перед началом встречи, если у вас возникнут мысли об этом.
7. Для уменьшения негативных переживаний, когда клиент подавляет вас своим авторитетом и значимостью, можно применять также полушуточные приемы. Например, мысленно представить клиента в нелепом или смешном виде: вытянуть ему шею, уши, нос, уменьшить его в размере — лишь бы это помогало вам. Улыбаться при этом не стоит. Главное, чтобы вы достигли смены настроения для дальнейших действий.
8. В период спада и депрессии, когда ничего не хочется делать, ни в коем случае не замыкайтесь. Единственный выход из кризиса — не откладывая, хотя бы чем-то заняться, а лучше снова идти к людям: кто-то выслушает, чем-то поможет, где-то получится. Самое трудное — первый шаг. Не забывайте: под лежачий камень вода не течет.
В целом стремитесь на работе больше следовать «технике общения» и меньше принимать все близко к сердцу. Иначе никакое сердце не выдержит. Лучше приберегите его для дома, родных, близких и любимых.
Практикум
Цель — освоить один из способов преодоления нерешительности и страха последствий.
Когда вы опасаетесь за что-то, попробуйте выполнить следующее:
Напишите все последствия, которых вы больше всего боитесь. Это называется объективизацией мысли. Одно дело, что у вас в голове, и другое, когда вы выплеснете это на бумагу и посмотрите со стороны. Перечислите самое страшное, что может произойти, если ваши опасения сбудутся. После этого ответьте себе на основной вопрос: «Живы останетесь?» Если «да», то это — самое главное.
Поэтому следующий шаг — подумайте и запишите, что конкретно вы будете делать в каждом из возможных негативных исходов. Как будете действовать, чтобы справиться с ними?
Дополнительно проанализируйте, есть ли другой способ решения, иные варианты подхода к проблеме, кроме тех, которые вы сейчас обдумывайте. Если нет, то тогда что можно заранее либо сейчас предпринять, чтобы уменьшить ожидаемые последствия или даже избежать их?
В заключение взвесьте, что лучше: решиться на то, что пугает, принять объективные обстоятельства, четко зная, что произойдет, как при этом поступите, что сделаете заранее, либо ничего не предпринимать. Чувство неопределенности — одно из самых неприятных, тем более нет гарантий, что не станет еще хуже. Любое продуманное и спланированное действие гораздо продуктивней, чем бездействие.
За матеріалами hitjob.com.ua
всі новиниРоздрукувати сторінку
Нагору НазадРобота в регіонах
Місто
Вак.
Рез.
6399
5635
149
4
152
5
236
18
156
5
201
8
151
3
164
5
230
7
159
4
170
6
159
5
174
4
142
0
144
2
142
1
185
4
147
3
151
0
148
3
159
8
Робота в Переяслові-Хмельницькому
153
1
144
0
142
0
157
1
143
0
144
1
143
0
143
0
146
2
152
3
148
5
Робота в Україні
Статистика зарплат
Середня зарплата в Києві складає:
- по резюме 0 грн.
- по вакансіях 35000 грн.
Hitjob.kiev.ua
- 10365 грн.
за даними Статуправління
Корисні сервіси
Корисні поради
ЧОМУ РОБОТОДАВЦІ НЕ ВКАЗУЮТЬ В ОГОЛОШЕННЯХ ЗАРПЛАТУ: ПОРАДИ HR-ЕКСПЕРТКИ, ЯКІ ВАКАНСІЇ ОМИНАТИ
Не вказана в оголошеннях зарплата часто є найменшою проблемою. Попри світо ...
Тренди українського фрилансу-2023: прогноз від Freelancehunt
Світова платформа Exploding Topics та український сервіс фрилансу Freelanc ...
Вигорання під час війни: як залишатися ефективним на роботі – поради експерта
Війна стала важким тягарем для ринку праці. За оцінками соціологічної груп ...